Новости

Духовно-нравственное воспитание в рамках литературного клуба

Духовно-нравственное воспитание в рамках литературного клуба


Книга – это первый настоящий друг ребенка, она рассказывает о чувствах, учит преодолевать трудности и верить. В Молодёжном центре «100 друзей» действует литературный клуб, руководителем которого является детский писатель, член Союза писателей России Татьяна Рабцева.
Сегодня мы расскажем о работе клуба и опубликуем первые произведения наших ребят собственного сочинения!


Литература во все времена была и остается предметом духовно-нравственного воспитания. Из книг ребенок узнаёт об окружающем мире и знакомится с самим собой, своими чувствами. Литература рассказывает о моральных ценностях, развивает мышление и формирует личность ребенка. Именно из книги подростки могут узнать о вере и обрести жизненную опору, поэтому мы считаем важным развитие литературного клуба в Молодёжном центре. У нас ребята не только увлекаются чтением, но и сами создают произведения!
Татьяна Рабцева отмечает, что использует в работе с ребятами исключительно творческий подход и даёт им свободу. На занятиях дети изучают основы построения стихотворений и создания прозы, сочиняют собственные произведения. Также обмениваются мнениями о прочтённых книгах, устраивают дискуссии.
«Я стараюсь создавать творческую атмосферу и поддерживать её. Литература — это малоуправляемый процесс, здесь важна свобода мысли, вдохновение, — рассказала Татьяна. — На занятиях мы учимся писать, я даю основы, задания, и ребята пишут, тренируются. Они очень начитанные и способные. Мы даём рекомендации друг другу и помогаем советами. Наша особенность в том, что мы все очень разные и при этом мы вместе, мы друг друга дополняем».
 
Ребята рассказали, что для них значат занятия в литературном клубе:
Рина Баяндина, 14 лет:
«Клуб даёт мне возможность заниматься творчеством в комфортной обстановке и приятном кругу общения, поскольку в повседневной жизни мне не всегда хватает времени на занятия литературой, и это часто превращается в рабочий процесс «через силу». Здесь всё спокойно, размеренно и можно попросить помощи у руководителя».
Рина планирует стать военным химиком и написать диссертацию, поэтому для неё важно совершенствовать свои навыки. «Когда руководитель клуба — член Союза писателей, есть на кого ориентироваться. А работы других участников клуба вдохновляют и помогают совершенствовать свои произведения».


Ната Гаврилина, 17 лет:
«Я хожу в литературный клуб, чтобы разнообразить свою жизнь. Мне всегда нравилось писать, создавать свои миры, описывать их. Я также занимаюсь рисованием. Рисовать словами для меня — не менее значимое искусство. Мне бы хотелось соединить это воедино и создать свой комикс.
Литературная студия помогает мне развивать фантазию, прописывать сюжеты. Начинаешь замечать множество деталей и становишься более внимателен к миру».


София Одегова, 16 лет:
«Я пришла сюда, для того чтобы узнать для себя новое направление. Мне интересна журналистика и документалистика. В художественном стиле мне очень сложно писать. А именно в такой обстановке, как в клубе, где люди пишут и вдохновляют тебя и есть руководитель, который помогает во всём, всё становится проще».

Ребята отмечают, что в Молодёжном центре прекрасная библиотека, где они занимаются. Здесь собраны очень интересные, уникальные книги.
Сегодня мы публикуем первые авторские произведения участников нашего литературного клуба. Поддержите ребят и поздравьте с дебютом!



P.S. Деятельность клуба освещается в рамках реализации проекта «Молодежь сегодня – это Россия завтра» Фонда президентских грантов.




Авторские произведения участников литературного клуба:


Кристина Ржанникова, 13 лет:
* * *
Что такое малиновый звон?
Как звучит и зачем нужен он?
Малиновый звон слышен утром,
Когда небо блестит перламутром,
Когда солнце на небе сияет,
Всё в округе теплом озаряет.
* * *
Осень
Осень. Листья облетают,
За окном опять тоска.
К югу птицы улетают,
Потому что холодает,
И темнеют облака.
Скоро дождь прольётся сильный.
Ночью холодно всегда,
Но когда родные рядом,
Не страшны нам холода!

------

Рина Баяндина, 14 лет

Героизм — таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идёт в расчёт. Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели.
Фридрих Ницше

Скажите: у каждого ведь есть произведения, которые поменяли на корню картину мира, систему ценностей, осознание себя и прочие тонкие материи?

Думаю, только человек, отказавшийся от чтения вообще, ответит отрицательно. Вот и у автора имеются на сердечной полке несколько таких книг. Современная подростковая фантастика «Мутангелы», классика российского постмодернизма «Священная книга оборотня», философский юмористический трактат о человеческой природе «Поверхность глубины»… Всего и не перечислишь, даже если захотеть. Но особое место среди всех этих произведений занимает рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», а особенно, отрывок из него — «Легенда о Данко».

Долгое время автор не мог понять, чем именно цепляла его рассказанная духом прошлого, старухой Изергиль, легенда о самоотверженном юноше с горящим сердцем. Оказалось, ответ лежит не в ощущении призрачной давности, не в магической силе мифа, а в самом главном герое и идеях, случайно или намеренно передаваемых через него автором.

Начнём с самого очевидного конфликта — самопожертвование и его цена. Данко, признанный соплеменниками «лучшим из них», кладёт себя и свою жизнь на алтарь служения людям, в ответ получив лишь неблагодарность, если не предательство. Так стоило ли жертвовать собой? Стоила ли игра свеч? Автор статьи задумался, и пришёл к такому выводу: это ситуация безальтернативного выбора. То есть, конечно, он мог отказаться вести людей дальше. Только вот они при любом раскладе собирались убить своего спасителя. Так что каждый исход вёл к смерти Данко. Другое дело, что юноша не пошёл бы по такому пути. Он был охвачен сверхценной идеей — спасти людей от неминуемой гибели. Перед такими, как он, не стоит вопрос о собственной жизни. Таких, как он, называют ещё сверхлюдьми. Они видят только свою цель, не замечая препятствий в виде норм морали, системы правосудия, обстановки, мнения общества, собственных ресурсов. Ничего не напоминает? Вернее, кого?

Здесь стоит остановиться и перейти к следующей теме, что поднимает Горький через образ Данко. Данный вопрос заметен многим, но ответить на него чётко смогут наверняка те, кто читал «Катехизис революционера» народника Нечаева или труды немецкого философа Ницше. Последний наиболее известен своей идеей об «Übermensch"-е — сверхчеловек. По описанию он представляет собой либо человека, близкого к психопатии (что мы обсудим несколько позже), либо того «сверхчеловека», данного выше. И вот здесь, да простят меня корейцы, и зарыта собака: где грань между «сверх-» и «недо-» людьми? В какой момент превосходство над обычной серой массой становится ущербностью перед ней?

В рассмотрении этого вопроса нам поможет другой «герой» легенды, что противопоставляется Данко — Ларра. Отверженный и обречённый на бессмертие за свои преступления и гордыню сын орла. Он ещё не раз будет появляться в анализе Данко. Оба протагониста легенд, Ларра и Данко, подходят под все определения сверхчеловека. Вопрос только: кто из них «сверх-», а кто «недо-»? Это, на удивление, просто. Ларра — гордец и преступник, одержимый идеей свободы, явно недочеловек с его отсутствием грани и моральных норм. А Данко, соответственно, сверхчеловек, с его благородством, жертвенностью и благой целью спасти людей. Но так ли всё прямо и просто в реальной, не книжной жизни? Вовсе нет. Цитируя Грибоедова: «а судьи кто?». Неужели определение идей зависит только приставок? На эти вопросы автор статьи предлагает ответить читателям.

И, наконец, самый очевидный конфликт, который можно обнаружить при сравнении Ларры и Данко: какая она — свобода? Она должна быть от всего, всех ограничений, что стесняют душу, или же во имя чего-то? Максим Горький даёт однозначный и ожидаемый от человека с его биографией ответ через своих персонажей: Ларра предан позору и проклят собственной вольницей, а Данко становится благородным жертвенным героем. Но писатель — реалист, и показывает, как неблагодарные спасённые могут отплатить за своё спасение. И, что удивительно, автор статьи согласен с позицией Горького. Не потому ли, быть может, «Старуха Изергиль» так близка автору? Из-за резонирования с его душой?

Как бы то ни было, данное произведение глубоко и многомерно. А ведь автор ещё не стал разбирать конфликт старины и прогресса, также затронутой в произведении, или окунаться в разбор мифологической части рассказа. Под конец хочется вставить лишь цитату М. Ю. Лермонтова:

«Да, были люди в наше время…
Богатыри — не вы!»
Made on
Tilda